На большинстве основных рынков Западной и Центральной Африки, в некоторых местных магазинах одежды или даже в Интернете можно легко купить сумки Мишель Обамы, туфли Мишель Обамы или карандаши [Кваме] Нкрумы. 

Африканские сумки и одежда

За исключением того, что это не совсем предметы, которые использовала бывшая первая леди США или первый президент Ганы. И это не настоящие туфли, сумочки или карандаши. Печать на ткани делает их такими.

Тем не менее, во время утреннего похода по магазинам в январе прошлого года Хава Диалло и ее подруга Наа Айоркор Тетте прогуливались по переполненным улочкам Marché HLM (рынок HLM) в столице Сенегала Дакаре, надеясь получить хорошую скидку на любой из товаров. Рынок, как известно, является лучшим местом, где можно найти все, что нужно из ткани.

Действительно, туфли, сумки или карандаши, которые они искали, на самом деле являются популярными названиями различных дизайнов и цветовых узоров, характерных для одного из самых прочных и распространенных материалов для одежды из Западной и Центральной Африки: яркой и тщательно разработанной 100-процентной хлопчатобумажной ткани. обычно называют « голландский воск », « анкара » или « китенге ».

«Буйно красочный, с густым узором и невероятно сказочный», — так Сара Арчер, арт-писатель, описала «wax hollandais» в новостном репортаже 2016 года для Hyperallergic , американского онлайн-журнала об искусстве и культуре. В то время ткань и мода, которую она вдохновила, были частью официальной выставки в Художественном музее Филадельфии, примерно в полутора часах езды от Нью-Йорка.

Происхождение набивной ткани и ее популярность в Африке относятся к середине 1800-х годов, когда голландская компания, ныне именуемая Vlisco, торговала ею в прибрежных городах Западной Африки. С тех пор ткань стала основой африканской моды.

Тогда и возникла общая ссылка « wax hollandais ». Но теперь это название распространилось на любую ткань с аналогичным набивным рисунком, независимо от техники печати или производителя.

За последнее десятилетие популярность ткани выросла за пределами континента, в том числе среди африканской диаспоры и афроамериканских общин США.

Однако, помимо моды, уникальная традиция называть модели по мере их появления на рынке делает их одной из лучших хроник исторических и современных событий, отражающих социальные тенденции или прославляющих социальные обряды перехода.

«Мозги Кофи Аннана»

Самой знаковой из тканей, узнаваемой во всем мире, является  Анджелина , узор V-образной формы с точечной полосой по краю, который, как сообщается, вдохновлен эфиопской традицией одежды. Название произошло от очень популярной песни ганской светской группы, выпущенной примерно в то время, когда ткани были выставлены на продажу.

Анджелина  представлена ​​в нескольких цветовых сочетаниях и почти всегда носится в стиле дашики. Дашики — это пуловер — как рубашка или платье — с V-образным узором, образующим воротник спереди, и таким же узором, расположенным по центру сзади.

Самой знаковой из тканей, узнаваемой во всем мире, является Angelina, V-образный узор с орнаментом и точечной лентой по краю, который, как сообщается, вдохновлен эфиопскими традициями одежды.

Другой рисунок, показывающий кластеры из трех деревьев, сгруппированных вместе в форме мозга, называется  мозгом Кофи Аннана . Это название появилось потому, что дизайн узора появился на рынке примерно в то время, когда г-н Аннан заканчивал свой второй срок на посту Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Образец, похожий на мозг, рассматривался как символ его блестящего ума.

После исторических выборов бывшего президента США Барака Обамы в 2008 году потребители нашли способы почтить его память и первую леди Мишель Обаму. Две ткани, появившиеся на рынке примерно в одно и то же время, назывались  « сердце Барака Обамы»,   а другая  — «сумки Мишель Обамы» .

Позже г-жа Обама посетила несколько стран Африки, и еще один узор был назван в честь ее туфель, символизирующих ее становление на континенте.

Что касается карандашей Нкрумы, то рисунок прославляет остроту ума легендарного панафриканца.

Ни одно из этих названий не принадлежало самой компании, а принадлежало потребителям, которые умело связывали моду с историей, прославляли известных людей или выражали современные тенденции.

Афрошик

Одни и те же узоры могут иметь альтернативные названия в разных странах.

Например, в Демократической Республике Конго (ДРК)  Анджелину  называют « Я Мадо », потому что танцоры в клипе на эту песню были одеты в узор из ткани.

Другой паттерн, обычно называемый  ча-ча-ча,  напоминает легендарную мелодию конголезской румбы 1960-х годов под названием «Независимость ча-ча». В Гане тот же самый узор называется  мостом Сенчи  в честь подвесного моста на реке Вольта, который широко раскачивается при движении по нему. В соседнем Того  ча-ча-ча  называют спиной хамелеона.

Будь то в ДРК, Гане или Того, эти имена отражают жизненные события, отражая такие вехи, как обретение независимости или окончание войны, изменения в судьбе или личных обстоятельствах и многое другое.

Долгое время женщины были крупнейшими потребителями ткани из-за ее простой одежды — обычно из двух частей юбки и верха или из трех частей верха, низа и пояса.

Мужчины в основном делали из ткани простые рубашки или ансамбль из топа и брюк, который надевали в особых случаях.

Но «все изменилось», — рассказала корреспонденту Africa Renewal  из Южной Африки модельер из Йоханнесбурга Таня Кагнагин  . «Предложение больше не ограничивается обычной одеждой из двух или трех частей. Речь идет о предложении новых современных дизайнов, способных конкурировать с готовой одеждой, импортируемой из Европы».

Эти новые дизайны, Таня называет их афрошиками, представляют собой смесь традиционных африканских дизайнов и современной и креативной модной одежды.

Точно Африканский?

Но  хотя анкара / китенге  считается самой знаковой из всех африканских тканей, некоторые критики отмечают, что Vlisco, которая все еще работает столетия спустя, не является ни африканской, ни базирующейся в Африке.

Они также отмечают, что техника батика, характерная для оригинальных тканей, как сообщается, имеет индийское происхождение, впервые была представлена ​​в Индонезии, где она не получила распространения, а затем была экспортирована в Западную Африку, намекая на то, что африканская гордость этими принтами может быть неуместна.

«Тем не менее, это наше, потому что мы сделали это так», — возражает Эси Атиасе, цифровой предприниматель из Сенегала. 

«Эти ткани всегда были частью нашей повседневной жизни, частью нашей культуры и частью наших моментов празднования и печали», — говорит она. И для нее уместно и правильно требовать и праздновать это наследие.

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *