Для многих компаний вопрос проверки контрагентов не является праздным, поскольку перед любой сделкой необходимо проявить должную осмотрительность и изучить противоположную сторону с точки зрения исполнения обязательств, чтобы избежать налоговых рисков и рисков дальнейших судебных споров.

1. Проверка существования компании
Когда мы заключаем договор, необходимо прежде всего проверить, существует ли такая компания. Конечно, это можно сделать, используя официальный сайт налоговой службы, но у этого сервиса есть недостаток: нельзя проследить, имеются ли дела по банкротству в отношении данной компании или нет. При помощи Casebook возможно проверить не только выписку из ЕГРЮЛ фирмы, но и судебные споры, в том числе о банкротстве.

Например, мы приобретаем имущество и нам необходимо заключить договор с компанией ООО «УК-НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО». Для проверки контрагента открываем в Сasebook карточку компании, переходим на вкладку ЕГРЮЛ и видим, что данное юридическое лицо прекратило свою деятельность 20.12.2012. Так мы понимаем ненадежность данного сотрудничества, поскольку заключить договор с несуществующей компанией невозможно.

2. Проверка адреса регистрации
По общему правилу юридический и фактический адрес компании должны совпадать. О недостоверности адреса может, в частности, свидетельствовать следующее:

адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61
«О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).
Проверяем адрес вышеуказанной компании: Россия, г. Москва, Новорязанская ул, 26, СТР.1. Благодаря новым возможностями casebook мы видим, что по этому адресу зарегистрировано 199 компаний. То есть это адрес большого количества иных юридических лиц. Такой результат говорит нам о риске заключения договора с подобной компанией.

3. Проверка оплаты уставного капитала
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона об обществах с ограниченной ответственностью каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества (или решением об учреждении общества в случае учреждения общества одним лицом) и не может превышать четырех месяцев с момента государственной регистрации общества.

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Таким образом, неоплаченный уставный капитал свидетельствует о неисполнении контрагентом требований законодательства и его недобросовестности.
В вышеуказанном примере в карточке компании открываем блок «Учредители» и видим, что генеральный директор компании оплатил лишь 1000 рублей — что составляет 9.09 % уставного капитала. На основании этого можно сделать вывод о несоблюдении контрагентом требований законодательства в части оплаты уставного капитала.

4. Проверка отчетности
Отчетность может как нельзя лучше свидетельствовать о состоятельности компании. Если фирма стабильно подает «нулевую» отчетность, то она не может рассматриваться как добросовестный контрагент.
Проверим компанию «Недвижимость+» . Во вкладке «Отчетность» мы видим, что фирма не предоставляла информацию по своим внеоборотным активам. Подобная отчетность может свидетельствовать об отсутствии средств для выполнения контракта, отсутствия оборотов и неведении деятельности. Поэтому стоит детально изучить контрагента на предмет его надежности.

5. Проверка судебной практики
Если компания постоянно ведет судебные споры и не исполняет свои обязательства, то это должно насторожить контрагента. В частности, если оплаты счетов можно добиться только в рамках исполнительного производства. Проверить судебную активность и оценить исковую нагрузку контрагента поможет Casebook. В карточке компании можно посмотреть список всех дел в арбитражных судах и в судах общей юрисдикции, а также ознакомиться с подробной хронологией их рассмотрения. Кроме того, вы можете построить арбитражную статистику компании по типу оппонентов, интересующим категориям споров и любым другим параметрам.

6. Проверка исполнительных производств
Если ваш контрагент «погряз» в исполнительных производствах, то это может свидетельствовать о нестабильной работе компании, клиенты которой взыскивают долги. Например, рассмотрим компанию ОАО «Термостепс». Мы видим у компании три текущих исполнительных производства на сумму более 1,5 миллионов рублей. Подобная информация должна насторожить, поскольку высока вероятность того, что контрагент производит оплату счетов только в рамках исполнительного производства.

7. Проверка «массовости» учредителей
Массовые адреса и массовые учредители являются признаками недобросовестности. В Письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-02-08/25 разъясняется, что регистрация контрагента по адресу массовой регистрации свидетельствует о необоснованной налоговой выгоде. Чтобы проверить «массовость» учредителей в Casebook, в карточке компании изучаем блок «Учредители» или с помощью расширенного поиска по персонам ищем учредителя по ФИО и проверяем, в каких компаниях он участвует.

8. Проверка ликвидации или реорганизации учредителей
Если учредители компании приняли решение о ликвидации, аналогичная судьба может постигнуть и саму компанию. Casebook позволяет проверить, не ликвидированы ли компании-учредители. Например, мы проверяем компанию ЗАО «УРАЛ РЕГИОН НЕДВИЖИМОСТЬ». В Casebook открываем список учредителей в карточке контрагента. Напротив компании ООО «ЛИЗИНГОФИС» мы видим восклицательный знак, что свидетельствует о реорганизации или ликвидации компании. В такой ситуации риск последующей ликвидации самого контрагента значительно выше.

9. Проверка даты образования контрагента
Конечно, контрагент может прекрасно выполнять свои обязательства даже если зарегистрирован вчера. Однако если компания имеет достаточно большую историю, добросовестно исполняет обязательства и не ведет судебных споров, то это может стать плюсом в копилку её добросовестности.
Поэтому если есть выбор между контрагентом, который достаточно давно существует на рынке, и новой компанией, то многие останавливают свой выбор на стабильности. Кроме того, к налоговым рискам также относится риск образования компании незадолго до сделки.

10. Проверка генерального директора
Наличие «массового» директора, также как и «массового учредителя» свидетельствует о том, что компания может являться фирмой-однодневкой.

Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.05.2012 по делу А45-7607/2011 суд пришел к выводу о том, что между обществом и его контрагентами отсутствовали реальные хозяйственные операции, поскольку данные контрагенты имели признаки фирмы-однодневки: адрес массовой регистрации, массовые руководитель, учредитель, заявитель.

Для проверки массовости генерального директора в системе Casebook достаточно ввести в строку поиска по персонам его ФИО и посмотреть, в каких компаниях он также является руководителем. Например, Кимсанов Сапарбек Сабирович является учредителем и руководителем более чем в 250 компаниях. Подобная активность настораживает и может свидетельствовать о нестабильности фирмы.

Система Casebook предоставляет достаточно много возможностей для того, чтобы проверить контрагента. Конечно, может быть проведена еще более тщательная проверка лицензий, показателей отчетности, оценка компании по наличию зарегистрированной интеллектуальной собственности и по многим другим параметрам. Все зависит от ваших целей и задач, но эти 10 несложных способов проверки помогут отсеить ненадежные компании.
https://progorod76.ru/proverka-kontragentov

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *